Ru / En

Культура

Духовное обогащение

Республика Алтай
Где и чем живут местные жители Горного Алтая: этническое своеобразие региона

Здесь тысячелетние традиции хранятся и передаются из поколения в поколение по-настоящему бережно, и даже с приходом в регион активного туризма коренное население не спешит отказываться от “старого” в пользу современного – просто органично и неспешно вплетает его в свою аутентичную систему координат.

Где и чем живут местные жители Горного Алтая: этническое своеобразие региона

Алтайский аил

Традиционное алтайское жилище аил есть почти в каждом дворе рядом с обычным бревенчатым домом. Для алтайской семьи аил – не дом, а своего рода оберег. По форме он напоминает кристалл, и каждая деталь в нем наделена особым смыслом и предназначением. Кристаллообразная форма символизирует связь трех миров: острая часть кристалла связывает аил с верхним миром (по вере алтайцев, это мир духовного, неосязаемого), очаг посреди жилища дарит защиту и тепло в мире среднем (в обыденной, осязаемой жизни), нижняя часть кристалла связывает с миром нижним (туда отправляются души после смерти). Низкий вход с высоким порогом всегда расположен лицом к востоку, чтобы при выходе из дома безвыборно отдавать поклон Солнцу и Луне, а при входе – очагу, дарующему возможность быть сытым и согретым. Переступать порог нужно обязательно правой ногой. Левая половина аила – традиционно мужская, потому что именно там, приоткрыв дверь, алтайцы встречают первые лучи солнца. Здесь хранится и вся мужская утварь. Правая половина аила – женская, в нее в первую очередь заглядывает луна, и это место для женской утвари. От очага и до дальней стены между мужской и женской половинами расположена спальная зона, отделенная шторкой-пологом, – с родительским ложем, детской колыбелью и сундуком с приданым и ценными вещами. Поскольку дети алтайцев рождаются на ложе, оно – самое защищенное место аила: первая защита – коновязь на улице у аила; вторая – высокий порог; третья – очаг; четвертая – коновязь над очагом; пятая – полог, который бережет от сглаза.

Этника фото

Алтайская вера

В некоторых источниках алтайцев называют язычниками, но это не совсем верно, хотя по своей сути и структуре алтайская вера – алтай-тян или алтайский закон – ближе всего именно к язычеству. Она представляет собой смешение древнейших вер: и тенгрианства (поклонение вечному синему небу), и пантеизма (поклонение духам природы), и шаманизма, и бурханизма (поклонение огню), и поклонения родовым культам. Но при этом алтай-тян географически очень дифференцирован. Если речь о горном Алтае, то это скорее поклонение духам природы; если о срединном – то духам предков; если о южном – тому и другому одновременно. При этом горный Алтай населяют представители двух этнографических групп: северные алтайцы и южные – и каждая группа, в свою очередь, разделяется на небольшие роды (племена), по-алтайски «сёоки», а у каждого сёока – своя культура и вера. 

Алтайские ремесла и искусство

Поскольку к своему этническому своеобразию алтайцы относятся очень трепетно, постигнуть его здесь можно во всем многообразии – от пантовых ванн на мараловой ферме Яныкановых вблизи Ороктойского моста до увлекательной этнографической экскурсии по аилу Сынару возле Артыбаша с дегустацией здесь же сделанной арачки и алтайских специалитетов, от валяния из войлока и лепки глиняных свистулек окарин в Деревне мастеров (Аскат) до камерного концерта этнической музыки виртуоза тибетских чаш, топшуура и различных техник горлового пения Айаса.