Путешествия
Зрелищные путешествия
Как выбираться из Алтая истинного к Алтаю общественному, у кого пробовать курут и коспу и где просыпаться новым человеком.
Путь начинается на южном берегу Телецкого озера, на мысе Кырсай. Это своего рода ворота в другой Алтай – с ощутимым туристическим привкусом, в котором сквозит и традиционно советское небрежение к человеку. Если в «Каменных грибах» отсутствие в домиках розеток, электричества и душа компенсировала работа генератора и общее хозяйское радушие, то на Кырсае последним не грешат – на местных турбазах нет не то что собственного туалета, здесь не без труда обнаруженное мусорное ведро становится оплотом комфорта. Но переправа через Телецкое озеро определенно стоит легкого унижения, и на одну ночь можно закрыть глаза.
Телецкое озеро
Одно из самых глубоководных озер России входит в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО и вполне аргументированно зовется Малым Байкалом: озеро находится на одной широте с юго-западной частью Байкала, а акватория его расположена всего на два десятка метров ниже над уровнем моря, чем байкальская. Роднят эти краеугольные камни отечественного туризма и климат, и ландшафт, и рассыпанные на склонах озерных долин флора и фауна.
«Русским» названием озеро обязано отечественным первопроходцам, давшим ему имя в честь обитавших на его берегах алтайских племен телесов, но для местных народов оно и по сей день Алтын-Кель, «Золотое озеро». По этому поводу любой местный гид тут же заводит песнь то ли о пастухе, то ли об охотнике по имени Чокул, который пытался в голодный год выменять бог весть откуда взявшийся у него золотой самородок размером с MacBook Air на еду, но, не найдя ответа (едой в тот год никто не мог похвастаться), с досады бросил свой бесполезный самородок в озеро и тем самым подарил ему название.
С Кырсая в Артыбаш
Переправа через Телецкое озеро – мероприятие масштабное, по уровню медитативности сравнимое со спуском по Чуйскому тракту, а по красоте ландшафта сравнению и вовсе не подлежащее. Заповедность и малая заселенность берегов сохранили местную природу нетронутой. Уникальность пейзажа – в подкупающем сочетании альпийского рельефа с глубоко врезанной в него котловиной с по- скандинавски чистой и холодной водой. Обрамляют озеро суровые скальные утесы и широкие заливы с редкими бухтами. По ходу неспешного движения парома открываются изумительные виды на пышные яблоневые и грушевые сады, разбитые на озерных террасах возле кордона Беле, усадьбу алтайского заповедника Яйлю и живописный водопад Корбу. Правда, нередко на озере бывает шторм с волнами в человеческий рост, так что договаривайтесь с духами на берегу.
Лайфхак
Место на небольшом, всего на четыре машины, пароме обойдется в 15 тыс. руб., а переправа займет около 5 часов. Добравшись до Артыбаша, можно окунуться в негу цивилизации в «Шале Телецкое» – в уютных домиках на берегу озера есть не только собственный душ и туалет, но и панорамные окна, так что засыпать и просыпаться здесь – отдельное большое наслаждение.
Артыбаш
Ухоженное село на берегу озера – место очень туристическое, и задерживаться здесь смысла нет. Но до отъезда нужно обязательно сходить к Сынару в ее «Алтай-Аил», музей алтайского быта. Создавая свой музей, Сынару любовно собирала коллекцию изделий ручной работы алтайских мастеров, кропотливо изучала историю и философию своего народа, вдумчиво беседовала с шаманами. Музей представляет собой классический аил.
Важно, что аил не обычная юрта: по форме он напоминает кристалл, по сути – связывает три мира, нижний, серединный и верхний. Для современного алтайца аил не просто дань традициям или, наоборот, обычный дом, он та самая крепость, которая обеспечивает защиту всей семье. Посередине помещения очаг, входная дверь – низкая, с высоким порогом – всегда расположена лицом к солнцу, поэтому каждый входящий кланяется огню, а выходящий – солнцу или луне. Левая половина аила исторически мужская (именно справа в аил проникает солнце), а правая – женская (лунное сияние заходит сначала на правую половину), за очагом – спальная зона с ложем, колыбелью и непременным сундуком с частью приданого. Дети алтайцев приходят в этот мир на родительском ложе, и потому это самое защищенное место в аиле: первая его защита – очаг; вторая – порог; третья – коновязь на улице; четвертая – коновязь у огня; пятая – полог над кроватью.
В аиле Сынару все ровно так и устроено, а в правой и левой частях обильно представлена и вся гендерная атрибутика – от лука со стрелами до камнетерки и сосуда для хранения чегеня, алтайской водки, которой Сынару щедро угощает гостей. Есть и аппарат для перегона молочной арачки, которую тоже непременно стоит попробовать под увлекательные рассказы Сынару. На закуску – местные специалитеты: курут (что-то вроде сухих сырников из айрана), копченая говядина, коспа (конфеты из ячменной муки) и баурсаки (алтайские жареные пирожки).