Путешествия
Путешествия на машине
По Чуйскому тракту вниз: от Горно-Алтайска к Акташу
Где начинается истинный Алтай, заканчивается всякий шопинг и подают лучшие манты.
Здесь проходил древний караванный путь, возили по горной тропе от монгольских границ свои товары русские купцы, отступала по едва намеченной колесной дороге поверженная белая армия.
Сегодня ровный асфальтовый серпантин крупнейшей российского трассы, растянувшейся почти на 1000 км от Новосибирска до Ташанты и связавшей Россию и Монголию, дарит больше медитативных, нежели острых ощущений. Но путь через два перевала в сотни километров, постепенно, виток за витком, уводящих из цивилизации в пустыню, может сам по себе стать путешествием в недра собственной внутренней Монголии. Как тонко подметил в своих очерках об утраченной родине Петр Вайль, «в эти места уходили – старообрядцы, сектанты, казаки.
Наверное, это важно: сюда не приходили, здесь скрывались, прятались.
Оттого, может быть, по сей день чувствуется отдельность природы от населяющего ее человека».
К Семинскому перевалу
Первое, что стоит сделать, пустившись в извилистый путь в сторону Монголии, внутренней и внешней, – пройти на лодке по Катуни, чьи переменчивые воды летом становятся возмутительно изумрудными, словно заигрывая с сочной зеленью вековых кедров и лиственных лесов, раскинувшихся по берегам реки.
Затем – остановиться у турбазы «Царская охота», где от пешеходного подвесного моста к небольшому, всего два каскада и 12 м высотой, водопаду Камышлинский уводит узкая тропка. А дальше гнать без остановок до самого Семинского перевала.
За ним, как принято считать, слегка причесанный и изрядно утоптанный нерадивыми оседлыми туристами Алтай заканчивается и начинается Алтай истинный, стихийно мощный и энергетически заряженный, беспредельный и бесприютный.
Задержитесь на смотровой площадке возле перевала и затем отправляйтесь в путь – подъем 9 км, спуск 11 км. Повороты плавные, сотовая связь хорошая, климат суровый – зачастую снег здесь бывает даже в июле. Налево от перевала уходит к горе Сарлык – самой высокой точке (2507 м) Семинского хребта и Чуйского тракта в целом – каменистая гравийка. Проехать по ней на авто местами практически невозможно, но дикая красота этих видов и отсутствие суетливых туристов, не попавших на пляжи Лазурки, сполна окупят несложный переход через гору Сарлык к Туюкским озерам.
Лайфхак
Инфраструктура Алтая вдали от утоптанного Манжерока особого выбора не оставляет, но сумевшим принять это как данность не сулит и разочарования. Пообедать, например, можно в придорожном «Барсугане» – просто и по-домашнему, с пирогами, закусками и отменным лагманом. А за алтайскими лепешками и мантами смело отправляться в кафе «Катюша» в селе Хабаровка. Здесь же на торговых рядах после обеда можно обзавестись аутентичными сувенирами – приглядитесь к носкам из верблюжьей шерсти, они наверняка очень скоро пригодятся.
Перевал Чике-Таман
Второй перевал на пути – Чике-Таман, что с южно-алтайского переводится как «прямая подошва», – не такой высокий, как Семинский (всего 1295 м высотой), но куда более зрелищный (43 поворота). До начала XX века через Чике-Таман вела конно- тележная тропа с 34 крутыми и опасными поворотами, ее еще можно разглядеть сквозь буйно разросшуюся зелень со смотровой площадки современной дороги. На сувенирном рынке возле перевала можно разжиться изделиями из кедра, чем бы они ни оказались, и монгольскими разносолами с кровяной колбасой во главе – не смущайтесь, берите все, что приглянется, другого шопинга на Алтае все равно не случится.