Ru / En

Культура

Путешествия на машине

Республика Алтай
От Акташа к Телецкому озеру: Улаганское плато и Пазырыкские курганы

Об импортозамещении и советских столовых, шерстяных яках и китайских шелках, а также мумиях с татуировкой дракона и жизни без электричества.

Улаганское плато – настоящая алтайская Швейцария или озерный край, кто по чему больше истосковался. Здесь в окружении альпийских лугов, бодро чередующихся с горной тайгой и тундрой, безмятежно раскинулось несколько десятков живописных озер – Балыктукель и Сорулукель, Уч-Кель и Чейбек-Кель (Мертвое озеро), а также фантастической красоты Киделю. Именно сюда любители визуальных спецэффектов едут за панорамными фото – особенно осенью, когда взрываются на фоне вечных горных снегов драматически желтым светом лиственницы. Летом же голову кружат неразбавленными красками луговые цветы – темно-лиловые ирисы, густо-фиолетовая душица, ярко-оранжевые огоньки и вульгарно-сиреневый чабрец. 

Цветовая палитра Алтая не знает полутонов и пастельных нежностей. 

В целом же пейзажи эти в любое время года настолько располагают к бездеятельному японскому созерцанию, что не грех целый день, а то и два и провести в этой изумительной статике. Тех, кому городской невроз сидеть на одном месте не позволяет, спасет щедрая на разнообразие рыбалка.

Лайфхак

Посещение курганов без сопровождения гида довольно рискованно – и с точки зрения банальной безопасности, и с точки зрения почтения к местным, довольно несговорчивым духам.

От Акташа к Телецкому озеру: Улаганское плато и Пазырыкские курганы

Лайфхак 

Дорога в Улаган проходит через горы, и, поскольку качество ее изрядно уступает федеральному Чуйскому тракту и ее регулярно размывает дождями, первую часть пути лучше проехать на относительно высокой скорости, чтобы не спотыкаться на каждой кочке. Но не забудьте задержаться у Красных Ворот – когда-то конная тропа, а теперь дорога через шуструю реку Чибитка проходит сквозь рукотворный проход в горе насыщенно-красного в силу обилия киновари, марганца и оксидов металла цвета.

Улаган

В Улагане, защищенном горами с одной стороны от жарких сухих ветров Гоби, с другой – от сибирских стуж, живут бывшие кочевники теленгиты, в полной мере так и не освоившие ни оседлый образ жизни, ни натуральное хозяйство. Они разводят яков, чья шерсть спасает и в зной, и в лютые холода, не знают электричества (в ходу генераторы и свечи), а материальные ценности, кроме яков, здесь ничего не значат. Если удастся, напроситесь на ужин в юрте – с кониной, водкой и кумысом под горловое пение о принцессе Укока, строго бдящей, чтобы никакое зло не просочилось с того света на этот. 

Пообедать же можно в непрезентабельном на вид, напоминающем советскую столовую кафе возле здания администрации – кормят здесь на удивление вкусно.

Лайфхак 

Если ради достойного обеда на Алтае приходится порой наступить на горло собственным представлениям о прекрасном, с питьевой водой проблем нет – здесь можно смело пить из любого горного источника. Вода к тому же очень вкусная.

Пазырыкские курганы

На правом берегу реки Большой Улаган по дороге из Улагана в Балыктуюль расположился второй наряду с петроглифами Калбак-Таша занимательнейший алтайский аттракцион – Пазырыкские курганы, они же захоронения родовых вождей, построенные в основном в V-II веках до нашей эры собственно пазырыкцами. Обладатели смешанной монголоидно-европеоидной внешности, научно обоснованные генетические предки современных алтайцев, они проживали тут в железном веке небольшими общинами, объединявшимися в роды, племена и союзы племен. Селились в жилищах срубного типа с очагом в центре, занимались полукочевым скотоводством, увлекались ремеслами и промыслами, например, активно практиковали валяние войлочных изделий, ели конину и кислый сушеный сыр, пили кумыс. В общем, были довольно симпатичным народом, оставившим после себя поистине великое наследие.

Погребально-мемориальный комплекс состоит из пяти гигантских (диаметр насыпей варьируется от 24 до 47 м, высота – от 1,5 почти до 4 м) «царских» насыпей скифского времени. Царскими они названы за антропологическую и материальную роскошь найденных в них объектов. Собственно, уникальность именно Пазырыкских курганов – в наличии мерзлоты внутри захоронения, благодаря которой прекрасно сохранились высокохудожественные украшения и черпаки, музыкальные инструменты и персидские ковры, колесница и предметы конской упряжи из бронзы, наряды из китайского шелка и мумии людей с татуировками. Все найденные в курганах сокровища можно внимательно рассмотреть в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге – сразу после его открытия, конечно.